7 мар. 2008 г.

Пластиковая карта: удобство или препоны?

Несмотря на все уверения банков в том, что пластиковые карты уверенно вытесняют наличные деньги, на практике приходится убеждаться в обратном: многие держатели воспринимают кусочек пластика с магнитной полосой как исключительную возможность получения наличных в банкоматах. При этом дело даже не в безграмотности людей, которые не понимают смысла стикера с логотипами платёжных систем на кассах магазинов и торговых организаций. Отнюдь нет. Проблема как раз в том, что сотрудники таких организаций на практике не обладают навыками «общения» с пластиковыми картами. Обучение, которое проводят представители банка-эквайера (банка, установившего POS-терминалы в торговой организации), сводится лишь к тому, что кассирам буквально навязывается подозрительность к любому, кто предъявляет карточку вместо наличных денег. А если к этому добавить тот фанатизм, с каким кассир выполняет инструкции банка, то вероятность, что потенциальный покупатель просто-напросто уйдёт ни с чем, стремится к 100%.

Попробую объяснить на примере прошлого воскресного шопинга в одном из продуктовых гипермаркетов: молодой человек, стоящий впереди меня в очереди, решил оплатить покупку на сумму 490 рублей пластиковой картой. Насторожившийся кассир нервно протянул ему «пин-пад» для введения пин-кода. Молодой человек удивился, но возражать не стал – пять нажатий на клавиши, несколько секунд ожидания, и операция была одобрена банком. А вот дальше начали происходить чудеса: кассиру ввода пин-кода показалось мало, поэтому она незамедлительно потребовала поставить подпись на чеке, а также предъявить документ, удостоверяющий личность. Которого, как на грех, у бедолаги не оказалось. И тогда… молодому человеку попросту отказали в покупке: вызванный старший кассир аннулировал операцию в мгновение ока. На справедливые замечания и возражения держателя карты ни кассир, ни его старший коллега не обратили никакого внимания, апеллируя к неким внутренним инструкциям банка-эквайера. Тогда в процесс противостояния между непоколебимыми сотрудниками торговой организации и униженным (а по-другому это сложно назвать) держателем карты пришлось вмешаться мне. Как выяснилось, кассиры не обладают знаниями, касающимися определения самого понятия «пин-код». А именно – цифровая подпись держателя карты. Фактически – аналог собственноручной. И после его ввода никто и ни при каких условиях не может требовать дополнительной идентификации клиента в случае оплаты товара по безналичному расчёту. Никакой собственноручной подписи на чеке после правильно введённого PIN (надпись PIN OK) не требуется. Равно как и предъявления удостоверения личности. Клиент сам вправе выбирать способ идентификации: подпись на слип-чеке с предъявлением удостоверения личности (при сумме транзакции более 1000 рублей) или ввод PIN. Всё остальное – от лукавого. Точнее, самодеятельность кассиров и/или банков-эквайеров, прямо и косвенно нарушающих регламент работы с картами платёжных систем.

Портал 611.ru. Проводим анализ возможности получения кредита.

Забегая вперёд, могу сказать, что после получасовых препирательств молодой человек всё-таки смог оплатить продукты пластиковой картой. Но, как было заметно, многие покупатели, державшие в руках карточки, попросту прятали их обратно в портмоне, доставая купюры из кошельков. А кто-то оставлял тележки и шёл к расположенным в торговом зале банкоматам, чтобы снять наличные. Видимо, никому не хотелось портить воскресный вечер препирательствами с кассирами, отстаивая право оплатить товар так, как подразумевается правилами международных платёжных систем, а не самодеятельными инструкциями банков-эквайеров. Которые, в сущности, призваны доставлять удобство держателям карт, а не чинить дополнительные препоны.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Интересно!

Анонимный комментирует...

Все точно так и бывает!
А в провинции - вообще жесть. Поехал в командировку на три недели. Картой сбера нигде не мог расплатиться! В магазинах - супермаркетах, где декларирован прием карт, на кассе сотрудница сразу кинулась искать менеджера зала или еще какое-то начальство, чтобы все по инструкции. Я там был белой вороной! хотя думал, что в командировке самым удобным будет оплачивать картой.

Андрей Лебедев комментирует...

Вдобавок к вышеизложенному, хочу заметить, что кассиры и сотрудники торговых организаций, на деле и понятия не имеют, для ЧЕГО они спрашивают документ, удостоверяющий личность :) Многие на мой вопрос отвечали "сверяем фамилию и имя на карте с указанными в паспорте". А ведь в реальности кассир сверяет подпись на карте и подпись на чеке, а в случае сомнений - с подписью в документе. Потому как так называемые мгновенные карты не содержат эмбосированных данных держателей. Ну нет на карте фамилии и имени, в чём смысл сверки тогда? :) Многих кассиров это вводит в ступор.